Араповский подземный монастырь Гремячевские карстовые пещеры
- Информация о материале
- Обновлено: 04.09.2023, 07:45
- Опубликовано: 04.09.2023, 07:42
- Автор: DeniS
Гремячевские (Араповские) карстовые пещеры находятся на территории Новомосковского района Тульской области, в 6-ти километрах от села Гремячее. Пещеры расположены на берегу реки Тетяковка (бывшая река Араповка) у основания обрыва. Гремячевские пещеры известны — как Араповский пещерный монастырь.
Первые христиане, спасаясь от преследований римских язычников, были вынуждены прятаться от них в глубоких катакомбах. Там молились, служили литургию, проводили христианские таинства. Но есть и другие примеры подземных церквей и монастырей, возникших гораздо позднее.
Ученые считают, что в пещерах жили люди каменного века, другие считают, что пещеры составляли подземную часть укреплений крепости Гремячее XV — XVI веках. Наиболее основательно изучена культовая версия возникновения пещер. По этой версии пещеры были открыты в 1849 году крестьянином села Гремячее Яковом Павловым и его товарищами для уединенного богомоления. 12 марта 1856 года Тульским губернатором был издан приказ об уничтожении пещер. Со временем речка Араповка подмыла берег, лес который был над пещерами вырублен, обвалы и песчаные наносы продолжили разрушение пещер.
В 1849 году набожный крестьянин Яков Павлов решил вырыть храм, который стал бы таким же известным, как Киево-Печерская лавра. Место - гора у дер. Араповки, близ села Гремячее Новомосковского района - очень подошло. Яков с двумя сподвижниками трудился каждую ночь. Вскоре к ним присоединились и другие крестьяне.
Вокруг Араповских пещер много версий и слухов. Предполагали, что это тайный ход из крепости Гремячего, отрытый еще в XV–XVI веках. Однако в Гремячем следов хода не нашли, да и предназначение пещер не оставляет сомнений: здесь был именно храм! Рыли его вручную Яков Павлов и крестьяне Василий Никитин и Иван Кобзев. Зачем был нужен храм? Ближайшая церковь находилась в шести верстах от Араповки.
Но дело не только в расстоянии. Построить настоящий храм – дорого. Например, деревянный храм Святого Николая (ближайший к Араповке) обошелся в 4000 рублей плюс 200 четвертей (1600 кг) ржи, 400 четвертей овса, 36 четвертей конопляного семени, 5 четвертей гречневых круп и 50 пудов пеньки (это данные духовного писателя Павла Малицкого, 1851-1919 гг.)!
Пещеры стали настолько популярны, что по воскресеньям в них стало собираться больше народа, чем в обычных храмах. Спустя 6 лет гремячевский священник узнал о подземном монастыре и доложил Тульскому архиепископу. 12 марта 1856 года входы в пещеры засыпали.
На данный момент сохранилось немного более двухсот метров подземных тоннелей, которые представляют собой систему геометрически правильных прямых ходов, в стенах вырублены ниши и лавки. Некоторые тоннели образуют пустоты в виде помещений, есть довольно большие и высокие, где можно стоять даже высокому человеку.
Монастырь был пригоден для постоянного нахождения под землей. В нем была продумана система циркуляции воздуха, стояли деревянные двери. В одной из глубоких ниш был колодец. Когда-то он использовался для хранения продуктов.
Круглый год температура в пещерах держится примерно на одном уровне — около +8...+9 °C.
Продумана в Араповском монастыре и система вентиляции, до сих пор видны ледники, где некогда должны были хранить провиант. Ни икон, ни какой бы то ни было церковной утвари в пещерах нет — службы тут не проводились более 150 лет.
«Араповские» монахи были обычными христианами, просто они мешали «официальной» церкви получать доходы, вот их и объявили «хлыстами»!
«Хлысты» – «духовные христиане». Секты «хлыстов» возникли во второй половине XVIII в. Они выдвигали идеи, присущие реформационным движениям: отрицание церкви и всего института духовной иерархии, основных христианско-православных догматов, проповедовавшихся православной церковью. Начали духовные христиане с уничтожения икон, видя в них дело рук человеческих, потом перестали посещать церкви.
Один из обрядов секты заключался в том, что во время радения сектанты хлестали себя хлыстами... Христововерие дробилось на различные толки: постники, «Старый Израиль», «Новый Израиль», «малеванцы» – эти как раз и устраивали оргии вместо богослужений. По одной из версий, Григорий Распутин был «хлыстом» малеванского толка…
Чуть в отдалении расположена еще одна пещера, так называемая «отшельническая келья». Ее легко заметить на выходе из песчаника, так как она представляет собой понор длиной 6 м с небольшим двухметровым ответвлением. Последние изыскания тут проводились давно, но с 1986 г. силами энтузиастов лазы и обвальные залы расчищаются.
GPS-координаты: 54.080521, 38.643468.
Вход в пещеры находится в 500 м к югу от села. Добраться можно только на авто, ближайший крупный город — Новомосковск.