ЖС-12 светло-желтый светофильтр 52х0,75 Использование цветных светофильтров в фотографии

svetofiltr gs 12 150 Светофильтр ЖС-12 52х0,75 Светофильтр применяется в черно-белой аналоговой фотографии.
Входит в комплектацию к зеркальному  теле- объективу МТО-500

Из руководства по экуплуатации "Зеркальный теле-объектив Максутова менисковый МТО-500А ЗМ-5А 8/500 Инструкция Руководство по эксплуатации"

svetofiltr gs 12

7. Оптические светофильтры

Светло-желтый светофильтр ЖС-12 применяется для фотографирования на орто- изо- и панхроматических материалах, дает приближение к правильной передаче соотношения яркостей окрашенных объектов, рекомендуется для портретных съемок на открытом воздухе, видовых съемок с крупными облаками на синем небе и т.п.

 

Жёлтый фильтр один из наиболее часто применяемым фильтров. До 60-х годов фотопленки обладали высокой светочувствительностью только к сине-фиолетовой части видимого спектра (ортохроматические),а жёлтые, оранжевые, красные цвета фиксировались слабо (имеется ввиду чб пленка).
Жёлтый фильтр позволял компенсировать недостаточную чувствительность к желтым лучам.
В 60-х, все негативные и обращаемые черно-белые фотопленки в СССР были уже равномерно чувствительны ко всему спектру (панхроматические).


"25 уроков фотографии" Микулин В.П. 1958 г.

Урок 9 Светофильтры  

Внимание! книга написана для фотографии на пленку (ЧБ), не было тогда еще цифровых камер

 

Светло-желтый фильтр ЖС-12

применяется для всех сенсибилизированных материалов. Желтые светофильтры высветляют (в переводе на позитив):

  • желтые и зеленые тона - на "Ортохроме" и "Изоорто",
  • желтые, зеленые и красные тона - на "Изопанхроме"; затемняют синие.

Светло-желтый фильтр применяется в целях улучшения тоновоспроизведения.

В пейзаже светло-желтый фильтр несколько притемняет голубое небо, выделяя на нем белые облака; на "Изопанхроме" высветляет зелень листвы и луговой травы, содержащую большую примесь черного.

Светло-желтый фильтр используется в портретной съемке под открытым небом.

 

Для чего нужен светофильтр

Чтобы тоновоспроизведение было правильным, то есть таким, когда зрительное впечатление от черно-белого фотоснимка соответствует непосредственному зрительному восприятию цветного объекта, необходимо умерить, ослабить действие сине- фиолетовых лучей.

Светофильтр желтый светлый задерживает ультрафиолетовые, фиолетовые лучи и пропускает синие, голубые, зеленые, желтые, оранжевые, красные лучи.

Наиболее употребительны желтые светофильтры разной плотности-светлый, средний и темный.

Если сфотографировать без светофильтра на спектрально сенсибилизированном фотослое желто-оранжевый апельсин на синем фоне, то произойдет следующее. Сине-фиолетовые лучи полностью воздействуют на фотослой, в то время как остальные лучи - желто-зеленые и красно-оранжевые - еще не успеют произвести на него достаточного действия. В результате синий цвет, оказавший на светочувствительный слой полное действие, выйдет на позитиве светло-серым, а желтый - чересчур темным, и мы получим черный апельсин на белом фоне. Если же удлинить выдержку настолько, чтобы желтые лучи оказали на фотослой достаточное действие, то апельсин полу чится в позитиве нормально светлым, но зато синий фон в не сколько раз передержится и выйдет почти белым. Желтый светофильтр и служит для того, чтобы, задерживая в той или иной мере наиболее актиничные сине-фиолетовые лучи и пропуская все в остальные, выравнивать действие лучей на фотослой и позволять достигать правильного тоновоcпроизведения цветных объектов на черно-белом снимке.

Фотолюбителю незачем сразу обзаводиться набором всех светофильтров: красный фильтр вряд ли ему скоро понадобится, оранжевый тоже не часто может бытьиспользован.

Почти все фотолюбительские работы можно выполнять с помощью одного светофильтра. Это тоже крайность, но все же лучше приобретать фильтры по мере возникновения в них надобности, чтобы наличие их не побуждало фотографа к необдуманному применению. При покупке одного фильтра возьмите средний желтый, при покупке двух добавьте к нему светло-желтый; трех желтых фильтров будет достаточно почти для любых съемок.

 

Кратность светофильтра

Светофильтр всегда пропускает меньшее количество света, чем получает. Так как при съемке он отфильтровывает (задерживает) часть лучей, идущих от объекта съемки (и притом наиболее актиничную часть), то очевидно, что для получения нормально проработанного негатива необходимо удлинить выдержку по сравнению со съемкой без светофильтра. Число, показывающее, во сколько раз выдержка при съемке с данным светофильтром должна быть увеличена против выдержки без фильтра, называется кратностью светофильтра.

Каждый светофильтр поглощает постоянную часть каждого из излучений света, падающего на него, какова бы ни была интенсивность излучения. Например, если какой-либо светофильтр поглощает половину синих лучей, то он всегда будет поглощать такое количество этих лучей. Однако кратность светофильтра не есть постоянная величина, она зависит кроме цвета и плотности окраски самого фильтра от ряда причин, но главным образом от характера спектральной чувствительности негативного материала и от спектрального состава освещения, при котором происходит съемка. Кратность каждого фильтра будет тем ниже, чем большая часть падающих на фотослой (в отсутствии светофильтра) лучей может оказать на него действие,

Кратность желтого фильтра понижается с расширением области спектральной чувствительности в сторону красной зоны (поэтому кратность всегда будет меньше для "Панхрома", чем для "Ортохрома"), понижается с уменьшением относительного количества синих лучей и с увеличением количества красных лучей в освещении (поэтому кратность меньше при электрическом свете, чем при солнечном).

Кратность для дневного света исчисляется по белому солнечному свету. Ранним утром и ближе к вечеру, когда преобладают желто-красные лучи, кратность уменьшается на 1/3 или даже на 1/2, Обильное сине-фиолетовыми лучами освещение (глубоко синее небо летом в полдень) увеличивает кратность в полтора-два раза. Поэтому необходимо учитывать изменение (на земной поверхности - после рассвета и перед закатом солнца, а также в облачную и пасмурную погоду) спектрального состава дневного света.

Наконец, на величину кратности фильтра влияет цветность объекта съемки.

Кратность светофильтра зависит от четырех факторов, из которых только один (окраска) постоянен для данного фильтра, а три остальных переменны. Поэтому было бы неправильным связывать какой-либо светофильтр с постоянной, будто бы присущей ему кратностью, и, например, выражение "двукратный светофильтр" само по себе, без прочих данных, оказывается лишенным теоретического и практического смысла.

В табл. 23 приведены кратности светофильтров, выпускаемых отечественной промышленностью для фотолюбительских нужд, применительно к различным негативным материалам, для дневного света.

Кратность темно-желтого фильтра для "Панхрома", равная 2, означает, что выдержку при нем следует удвоить по сравнению с той, которая нужна для съемки без светофильтра (при этом не забывайте, что удвоенная 1/50 секунды равна 1/20 секунды, а не 1/100 секунды).

Таблица 23 АССОРТИМЕНТ СВЕТОФИЛЬТРОВ И ИХ КРАТНОСТИ

Светофильтр

Негативный материал

наименование

марка

"Ортохром", "Изоорто"

"Изохром"

"Панхром", "Изопанхром"

Кратность*

Светло-желтый

ЖС-12

3

1,5

1,5

Желтый

ЖС-17

4

2

1,5

Темно-желтый

ЖС-18

6

3

2

Желто-зеленый

ЖЗС-5

3

2

1,5

Оранжевый

ОС-12

Не применим

5

2,5

Светло-красный

КС-1

Не применим

Не применим

5

Бесцветный

БС-8

1

1

1

* При дневном свете.

 

Первый пример. Ярко-голубое небо без светофильтра получается почти белым, правильно подобранный фильтр передаст его нормально темным, слишком же плотный фильтр чрезмерно усилит цветовой контраст, сделает небо черным, грозовым, а желтый цвет - почти совсем белым; снимок получится чересчур контрастным, неприятным для глаза. По этой причине темно-желтый фильтр не рекомендуется для съемки пейзажей с далью: при нем воздушная перспектива исчезает, дальние планы выходят слишком отчетливо и потому кажутся неестественно приближенными. Особенно заметно это бывает при съемке отдаленных гор, окутанных голубоватой атмосферной дымкой. Без светофильтра они вышли бы мало заметными, светло-желтый фильтр передаст их соответственно зрительному впечатлению. При слишком плотном светофильтре горы на снимке будут казаться придвинутыми к переднему плану, а ощущение глубины пространства - отсутствовать.

Источнки: "25 уроков фотографии" Микулин В.П. Урок 9 Светофильтры Для чего нужен светофильтр http:// klax.tula.ru/~vendi/mik9.html

You have no rights to post comments