ЖС-18 темно-желтый светофильтр 77х0,75 Использование цветных светофильтров в фотографии
- Информация о материале
- Обновлено: 26.10.2022, 10:59
- Опубликовано: 26.10.2022, 07:42
- Автор: DeniS
Светофильтр темно-желтый ЖС-18 применяется в черно-белой аналоговой фотографии и возможно использовать на цифровых фотокамерах.
Входит в комплектацию к зеркальному теле- объективу МТО-500
Из руководства по экуплуатации "Зеркальный теле-объектив Максутова менисковый МТО-500А ЗМ-5А 8/500 Инструкция Руководство по эксплуатации"
7. Оптические светофильтры
Темно-желтый светофильтр ЖС-18 применяется при фотографировании на тех же материалах, что и светофильтр ЖС-12, обеспечивает более правильную передачу соотношений яркостей окрашенных объектов: выделяет облака, повышает контраст удаленных предметов, устраняя влияние атмосферной дымки, увеличивает контраст в тенях и т.п. Он почти полностью поглощает синие лучи и мало пригоден для ортохрома, на изо- и панхроме дает контрастное изображение, причем, бледно-голубое небо выступает отчетливо, а синее - получается темным.
Жёлтый фильтр один из наиболее часто применяемым фильтров.
До 60-х годов фотопленки обладали высокой светочувствительностью только к сине-фиолетовой части видимого спектра (ортохроматические),а жёлтые, оранжевые, красные цвета фиксировались слабо (имеется ввиду чб пленка).
Жёлтый фильтр позволял компенсировать недостаточную чувствительность к желтым лучам.
В 60-х все негативные и обращаемые черно-белые фотопленки в СССР были уже равномерно чувствительны ко всему спектру (панхроматические).
Цифровые фотокамеры работают совсем не так, как аналоговые с цветными светофильтрами. Задача цветного фильтра не просто покрасить изображение, а изменить спектральный состав света, который попадает на светочувствительный сенсор фотокамеры.
Светофильтры имеют цвет (например желтый) потому что желтый спектр они пропускает, а синий и зелёный поглощают.
На черно-белом фото светофильтры действуют осветляя тот цвет, который имеют сами. Так, например, зелёные фильтры осветляют растительность относительно других цветов, а красные фильтры могут осветлять красные цветы.
Светофильтр темно-желтый ЖС-18 умеренно подавляет фиолетовый и синий (затемняет небо и тени).
Желтый фильтр снижает действие воздушной дымки, которая и в ясный день просматривается в пейзаже с далью
"25 уроков фотографии" Микулин В.П. 1958 г.
Урок 9 Светофильтры
Внимание! книга написана для фотографии на пленку (ЧБ), не было тогда еще цифровых камер.
Принцип действия большинства светофильтров в черно-белой фотографии можно описать следующим эмпирическим правилом: объекты, близкие к цвету фильтра, на снимке будут высветляться, а объекты, окрашенные в дополнительные к цвету фильтра цвета, будут изображены с помощью более темных тонов.
Подбор светофильтра в одноцветной черно-белой фотографии зависит от:
а) цветности фотографируемого объекта;
б) спектрального состава освещения;
в) характера спектральной чувствительности негативного материала;
г) желаемого конечного результата съемки.
Главное назначение светофильтра - исправлять тоновоспроизведение фотослоев. Если тот или иной негативный материал воспроизводит какой-либо цвет слишком светлым (в позитиве), то лучи этого цвета ослабляются фильтром.
Светофильтр пропускает лучи одинаковой с ним окраски, задерживает лучи дополнительного цвета: желтый фильтр пропускает все желтые и задерживает все синие лучи, красный фильтр поступает соответственно с красными и зелеными лучами.
Однако применение светофильтра не только исправляет чернобелое тоновоспроизведение цветных объектов в соответствии с субъективным впечатлением глаза, но может, наоборот, привести к искажению тоновоспроизведения в ту или другую сторону.
Темно-желтый фильтр ЖС-18 (не рекомендуется для ортохроматических материалов). Темно-желтый светофильтр действует подобно желтому ЖС-17, но сильнее его, искажая тоновоспроизведение в сторону усиления фильтрации.
В пейзаже темно-желтый фильтр повышает контраст, выделяет облака на усиливаемом, бледно-голубом небе, ярко-голубое небо передает темным с сильным выделением облаков, хорошо выявляет голубоватые дали, уничтожает воздушную перспективу. На "Изохроме" и "Изопанхроме" фильтр высветляет зеленые тона.
В табл. 23 приведены кратности светофильтров, выпускаемых отечественной промышленностью для фотолюбительских нужд, применительно к различным негативным материалам, для дневного света.
Кратность темно-желтого фильтра для "Панхрома", равная 2, означает, что выдержку при нем следует удвоить по сравнению с той, которая нужна для съемки без светофильтра (при этом не забывайте, что удвоенная 1/50 секунды равна 1/20 секунды, а не 1/100 секунды).
Таблица 23 АССОРТИМЕНТ СВЕТОФИЛЬТРОВ И ИХ КРАТНОСТИ |
||||
Светофильтр |
Негативный материал |
|||
наименование |
марка |
"Ортохром", "Изоорто" |
"Изохром" |
"Панхром", "Изопанхром" |
Кратность* |
||||
Светло-желтый |
ЖС-12 |
3 |
1,5 |
1,5 |
Желтый |
ЖС-17 |
4 |
2 |
1,5 |
Темно-желтый |
ЖС-18 |
6 |
3 |
2 |
Желто-зеленый |
ЖЗС-5 |
3 |
2 |
1,5 |
Оранжевый |
ОС-12 |
Не применим |
5 |
2,5 |
Светло-красный |
КС-1 |
Не применим |
Не применим |
5 |
Бесцветный |
БС-8 |
1 |
1 |
1 |
* При дневном свете.