Баланс белого цвета Цветокоррекция

balans belogo

Баланс белого цвета (также кратко называемый баланс белого) — один из параметров метода передачи цветного изображения, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки.

Обычно употребляется как изменяемая характеристика фотографического процесса, фотоматериала, систем цветной печати и копирования, телевизионных систем и устройств воспроизведения графической информации (например, мониторов).

Объект заведомо белого цвета кажется человеку белым практически при любом освещении, потому что необходимую цветокоррекцию автоматически проводят человеческий глаз и мозг.

Американцы Давид Хьюбл и Торстен Вайзел предложили теорию О трех оппонентных процессах (награждены Нобелевской премией), что глаза человека выдают в мозг информацию вовсе не о красном (R), зелёном (G) и синем (B) цветах.

Согласно теории, мозг получает информацию

  • о разнице яркости белого и чёрного (Ymax и Ymin),
  • о разнице зелёного и красного цветов (G − R),
  • о разнице синего и жёлтого цветов (B − yellow), а жёлтый цвет есть сумма красного и зелёного цветов (yellow = R + G), где R, G и B — яркости цветовых составляющих: красного, зелёного и синего.

Люди воспринимают цвет предметов одинаково при разных источниках освещения (цветопостоянство, цветовая адаптация).

При фотографировании на цифровой фотоаппарат «баланс белого цвета» реализуется на трёх этапах:

  • Изменение коэффициентов усиления в цветовых каналах матрицы. Это позволяет получить большую фотографическую широту во всём доступном диапазоне цветовых температур. 
  • Обработка оцифрованных данных при преобразовании в графический файл внутри фотоаппарата.
  • Обработка-Raw файла на компьютере.

Постобработка цифровых изображений позволяет изменить баланс светочувствительности и баланс контрастности.

 

Баланс белого (ББ) — это процесс цветокоррекции, в результате которой объекты, которые глаз видит как белые, будут показаны белыми на вашем снимке.

Неверный баланс белого в цифровой фотографии может породить синюшные, восковые или даже трупно-зелёные оттенки, которые выглядят неестественно. Применение баланса белого цвета в традиционной плёночной фотографии означало использование различных оттеночных фильтров, каждый для определённых условий съёмки, но в цифровой фотографии это больше не требуется.

Баланс белого цифровых камер использует вторую переменную в дополнение к цветовой температуре: сдвиг зелёного. Коррекция зелёного при обычном дневном свете чаще всего не нужна, однако при флюоресцентном и другом искусственном освещении баланс белого может потребовать значительной коррекции зелёного.

Съёмка в формате RAW позволяет установить баланс белого цвета после того, как снимок был сделан.

 

Баланс белого: как настроить цветовую температуру

Настройка баланса белого в фотокамере сводится к определению цветовой температуры источника света, при котором мы снимаем. Для удобства пользователя во всех камерах создан набор предустановок, соответствующих тем или иным условиям съемки. Таких предустановок хватает для большинства съемочных ситуаций. Среди них есть настройки: “Дневной свет”, “Тень”, “Облачно”, “Лампы накаливания”, “Флуоресцентные лампы”, “Вспышка”.

Автоматический баланс белого AWB

Некоторые предметы создают проблемы автоматическому балансу белого цифровой камеры даже при нормальном дневном свете. Одним из примеров является перенасыщенность тёплыми или холодными тонами в связи с особенностями предмета съёмки. Фотокамера пытается скомпенсировать теплоту, чтобы приблизить средний цвет изображения к нейтральному, но в результате создаёт синеву.

Множественные источники света с разными цветовыми температурами могут ещё более усложнить баланс белого. Некоторые ситуации могут вообще не иметь полностью корректного баланса белого, и тогда он будет зависеть от того, где точность цвета более важна.

Чрезмерная разница в цветовой температуре часто наиболее заметна при смешении естественного и искусственного освещения. В некоторых случаях может даже потребоваться независимый баланс белого для каждого освещения.

Ручная установка цветовой температуры

В некоторых фотоаппаратах имеется возможность вручную выставить цветовую температуру. Это полезно тогда, когда съемка ведется при каком-то нестандартном освещении, но при этом точно известна цветовая температура.

Настройка баланса белого по эталону. Можно указать камере, какой цвет является нейтральным: что на снимке принять за серый и белый цвета. Для этого нужно найти в кадре однородный серый или белый объект и сфотографировать его так, чтобы он заполнял собой всю площадь кадра. Можно снять и в расфокусе. В качестве эталонного объекта используют лист белой бумаги или специальную “серую карту”.

Фотография — это творческое занятие. Не всегда абсолютно точная настройка баланса белого идет кадру на пользу. Иногда выразительнее будет смотреться изображение с нарушенным балансом белого. Зимние и туманные кадры иногда хорошо смотрятся немного голубоватые. А закат или рассвет можно сделать чуть теплее, желтее.

Продвинутые фотографы порой вообще не уделяют внимания балансу белого при съемке. Они не забывают о балансе белого, а просто занимаются его настройкой  после съемки. Они снимают в формате RAW. Этот формат позволяет установить необходимый баланс белого уже на компьютере на этапе конвертации RAW-файла без всяких потерь в качестве.

Снимая в формате RAW, вы предотвращаете обработку изображения камерой, и оно сохраняется на карту памяти именно в том виде, в каком запечатлено датчиком CMOS. После этого вы самостоятельно можете скорректировать баланс белого в программном обеспечении для обработки файлов RAW.

Всё зависит от творческого подхода. Эксперимент с балансом белого должен быть!

You have no rights to post comments